Воспитание детей представляет собой процесс поощрения и поддержки физического, эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка от младенчества до зрелого возраста. Оно относится к аспектам воспитания ребенка независящим напрямую от кровного родства.

Воспитание детей, как правило, возлагается на биологических родителей ребенка, хотя государство и общество тоже играют в нем свою роль. Во многих случаях, осиротевших или брошенных детей передают в приемную семью, в этом случае родители не являются биологическими отцом и матерью. Иногда дети, оставшиеся без родителей, могут воспитываться в детских (сиротских) домах.
 
Содержание:

Факторы, влияющие на методы воспитания
Стили воспитания детей
Методы воспитания детей
Навыки воспитателя
Обязанности и роли родителей
Материнство
Отцовство
Проблемы, с которыми сталкиваются родители, впервые ставшие мамами и папами
Что изменяется с появлением детей
Стадии воспитания детей
Планирование беременности
Беременность и пренатальное воспитание
Новорожденные и грудные дети
Малыши
Ребенок (школьный возраст до полового созревания)
Подростки
Взрослые

 
наверх

Факторы, влияющие на методы воспитания

Социальный статус и материальное благополучие имеют сильное влияние на методы воспитания детей,  используемые родителями. Отсутствие денег очень часто оказывается определяющим фактором в стиле воспитания ребенка. В различные времена методы воспитания детей различались. Это очень важно для понимания существующих стилей воспитания, и какой вклад делают эти стили в развитие и поведение детей.

 
наверх

Стили воспитания детей

Психолог Диана Баумринд определила четыре основных стиля воспитания детей: авторитетный (демократический), авторитарный (тоталитарный), потворствующий (разрешительный) и отвлеченный стиль (невмешательства). Эти четыре стиля воспитания сочетают себе понимание и отзывчивость, с одной стороны, и требовательность и контроль с другой.

Требовательность

Снисходительность

Отзывчивость

Авторитетный (демократический) стиль

Либеральный (потворствующий)  стиль

Равнодушие

Авторитарный (Тоталитарный) стиль

Отвлеченный стиль (невмешательства)

 

Авторитарный (тоталитарный) стиль воспитания детей может быть очень жестким и строгим. Родители, которые практикуют авторитарный стиль воспитания, имеют строгий набор правил и ожиданий и требует жесткого послушания. Если правила не соблюдаются, наказание неизбежно. Существует правило — никаких объяснений, только наказания, за исключением случаев когда ребенку угрожает опасность и необходимо именно сообщить ребенку выход из ситуации.

«Потому что я так сказал!» это типичный ответ авторитарного родителя на вопросы ребенка. Этот тип воспитания чаще используется в рабочих семьях, нежели чем в среднем классе. В 1983 году Диана Баумринд обнаружила, что дети, воспитанные в авторитарном стиле были менее веселые, более капризны и более уязвимыми для стресса. Во многих случаях эти дети также демонстрировали пассивную агрессию.

Авторитетное (демократическое) воспитание детей основывается на позитивной поддержке и редком использовании наказаний. Родители лучше знают, чувства ребенка, его возможности и поддерживают развитие самостоятельности ребенка, естественно в разумных пределах. В таких семьях царит атмосфера взаимопонимания между ребенком и родителями, а также поддержка и контроль со стороны родителей. Исследования показывают, что данный стиль является лучшим при воспитании детей.

Либеральный  или потворствующий стиль воспитания детей является самым популярным в семьях среднего класса. В таких семьях ценится свобода и автономность ребенка, а родители в основном довольствуются разъяснениями и рассуждениями. Редко бывают наказания и установка жестких правил,  дети ни чем не ограничены. Дети либеральных родителей, как правило, счастливы, но иногда у них низкий уровень самоконтроля и уверенности в себе.

Отвлеченный стиль (невмешательства) воспитания детей имеет место, когда почти полностью отсутствуют эмоции во взаимоотношениях, да и сами родители зачастую тоже отсутствуют. У них практически нет никаких ожиданий от ребенка и отсутствуют коммуникации с ним. Они не реагируют на потребности ребенка и не требуют ничего от него. Они обеспечивают всем, что ребенку необходимо для выживания, но не более того. При таком стиле воспитания существует часто большой разрыв между родителями и детьми. Связь с родителями практически отсутствует, результатом чего часто бывает девиантное поведение ребенка или он становится сам жертвой девиантного поведения других детей. Дети с такими родителями обычно отстают в следующих областях развития: социальная компетентность, успеваемость, поведение и имеют психосоциальные проблемы развития.

 

Не существует ни одной идеальной модели воспитания детей. Каждая из них может подходить одной семье и ребенку и совершенно не подходить другой. Хотя исследования показывают, что авторитарный (демократический) стиль воспитания является весьма эффективным и позволяет воспитать самостоятельных, жизнерадостных и дружелюбных детей.

 
наверх

Методы воспитания

Позитивное воспитание — безоговорочная поддержка и помощь с целью обеспечения здорового развития.

Натуральное воспитание – основывается на укрепление интуитивной, психологической и эмоциональной связи между родителями и детьми.

Безусловное воспитание – не ставятся детям никаких условий, при выполнении которых они заслужат поощрения или наказания.

Духовное воспитание – основывается на уважение к индивидуальности ребенка, делается все, чтобы ребенок сам выбрал свою веру в соответствие со своим пониманием мира.

Размеренное воспитание (slow parenting) – Скорости современного мира непомерны, нельзя успеть сделать все, невозможно вместить все в одного ребенка. Приверженцы данной практики ограничивают доступ детей к компьютерным играм и электронике, игрушки имеют упрощенный классический вид.  Это позволяет ребенку развивать свои собственные интересы и становиться индивидуальной, а не шаблонной моделью новых веяний.

Родители-вертолеты постоянно вмешиваются в процесс развития ребенка, за счет своего опыта всегда помогают ему преодолеть трудности, в результате они не дают самостоятельно проявить ребенку свои способности.

Нарциссическое воспитание – родители интересуются только собственными нуждами, их дети являются продолжением их собственной идентичности,  дети у таких родителей планируются в качестве воплощения какой-то мечты.

Формы воспитания детей в семье. 10 радикальных стилей.

 
наверх

Навыки воспитателя

Выбрать правильный стиль воспитания это еще не значит, что родители правильно будут воспитывать своих детей. Воспитание требует навыка, терпения, постоянной работы и развития. Исследования показывают, что дети в наиболее благоприятном положении, когда их родители:

- общаются честно о событиях, которые имели место, четко объясняют детям, что произошло, и как они были вовлечены в это;

- последовательны. Дети нуждаются в режиме. У родителей, у которых установлен распорядок, дети получают огромное преимущество;

- используют все свои возможности, что бы вывести ребенка в свет;

- проявляют больше интереса к образовательным потребностям своих детей и их раннему развитию;

- придерживаются открытого общения, вникают в информацию, которую ребенку преподают в школе, следят за тем, как обучение влияет на него.

 
наверх

Обязанности и роли родителей

 
наверх
Материнство

Идеология “материнства” изображает мать как единственного воспитателя. Они отдают большую часть времени (если не все) своим детям. Это влияет на их отношение к работе, и на отношение работодателей к ним. Именно матери являются главными воспитателями и ответственными за поддержку правильного настроя у детей.
 
наверх
Отцовство

Отцы в настоящее время более чем когда-либо, проводят время со своими детьми. В то время как в прошлом, отцы были кормильцами и добытчиками, а матери сидели дома, чтобы готовить, убирать и ухаживать за детьми. Сейчас такое строгое разграничение ролей начинает исчезать. Отцы принимают участие в непосредственном воспитании и берут на себя обязанности, такие как купание, одевание, кормление, смена подгузников и укладывание спать детей.

 
наверх

Проблемы, с которыми сталкиваются родители, впервые ставшие мамами и папами

В 1968 году Алиса Росси определила пять проблем возникающих у людей впервые ставшими родителями:

Не получается быстро принять новую роль

Неподготовленность к исполнению своих ролей. Совершенно невозможно представить процесс воспитания или спланировать что-то пока у вас не появится ребенок.

Будущие родители неправильно представляют процесс ухода за ребенком, им кажется он идеальным и романтичным. Но реальность оказывается несколько иной, что негативно сказывается на парах, впервые ставшими родителями.

Внезапность. Несмотря на продолжительный срок беременности, родителями становятся мгновенно, в момент рождения ребенка, и с такой же внезапностью пара превращается из не родителей в родителей.

Возникает ролевой конфликт, когда роль родителей оказывает влияние на все другие роли, с которыми теперь тяжело справляться.

 
наверх

Что изменяется с появлением детей

Изменяются  приоритеты и личные ценности у родителей, которые теперь должны думать не только о себе.

Изменяются роли в семье. Новые роли требуют перераспределения обязанностей, а значит и больше сил. Это, безусловно, сказывается на взаимоотношениях.

Изменяется отношение и к своим родителям, которые стали бабушками и дедушками

Изменяются взаимоотношения с друзьями и коллегами на работе.

 
наверх

Стадии воспитания  детей

 
наверх
Планирование беременности

Планирование семьи — это решения о том, когда стать родителями, включая подготовку и сбор средств. По мимо всего прочего родители должны оценить, есть ли у них необходимые финансовые ресурсы (рассчитать единовременные и ежемесячные затраты), а также должны оценить, насколько их положение является стабильным и являются ли они сами достаточно квалифицированными, чтобы воспитать ребенка. Необходимо следить за репродуктивным здоровьем – это напрямую влияет на физическое и психологическое здоровье будущего ребенка.

 
наверх
Беременность и пренатальное воспитания

Во время беременности будущий ребенок влияет на многие решения своих родителей, и в особенности выбор связанный с их образом жизни. Здоровье и диета матери может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на ребенка в период внутриутробного развития.

Многие считают, что воспитание начинается с рождения, но это не так. Научные данные свидетельствуют, что с пятого месяца, плод способен слышать звуки, осознавать движение, и, возможно, обладают кратковременной памятью. Несколько исследований показывают, что плод может узнавать голоса своих родителей. Другие исследования показывают, что на седьмом месяце, внешние сигналы и график сна входит будущему ребенку в привычку. Именно поэтому воспитание детей начинается задолго до рождения.

 
наверх
Новорожденные и грудные дети

С рождением начинаются родительские обязанности. Основные потребности новорожденного – это потребности в питании, сне, комфорте и чистоте. Единственной формой связи между матерью и младенцем это плачь. Внимательные родители начинают распознавать различные типы плача, которые выражают различные потребности, такие как голод, дискомфорт, скука и одиночество. Новорожденные требуют кормления каждые несколько часов, и это полностью разрушает режим сна для взрослых. Дети реагируют с энтузиазмом на мягкие поглаживания, объятия и ласки. Легкое покачивание часто успокаивает плачущего ребенка, как будто это массаж и теплая ванна. Новорожденные могут успокаиваться, если будут сосать пустышку или собственный палец. Необходимость сосать является инстинктом и позволяет кормить новорожденных. Грудное вскармливание является рекомендуемым методом кормления.

Формирование привязанности считается основной задачей воспитания в данном возрасте, это позволит ему в будущем создавать и управлять отношениями. Привязанность не то же самое, что любовь или желание находится рядом. Привязанность возникает мгновенно, и ее нарушение может нанести серьезный вред здоровью и благополучию. Физически вы можете не заметить проблемы, но эмоционально ребенок может быть серьезно потревожен. Исследования показывают, что дети с сформировавшейся привязанностью имеют возможность создавать успешные отношения и имеют более высокую самооценку. И наоборот, детей, которых воспитывали опекуны, небрежные или эмоционально недоступные родители, могут проявлять поведенческие проблемы, такие как оппозиционно-вызывающее расстройство. Оппозиционно-вызывающее расстройство это непослушное, враждебное, и вызывающее поведение по отношению к авторитетным людям.

 
наверх
Малыши

Малыши гораздо более активны, чем грудные дети и сталкиваясь с проблемами,  учатся выполнять простые задачи сами по себе. На этом этапе родители принимают активное участие в демонстрации ребенку, как все делается (а не просто делать все за них) при этом ребенок будет подражать родителям. Малыши нуждаются в помощи, чтобы составить свой словарный запас, увеличить свои коммуникационные навыки, а также управлять своими эмоциями. Малыши также начинают понимать, социальный этикет, такие понятия как вежливо и по очереди.

Малыши очень любопытны и готовы изучать все что нужно и не нужно. Они стремятся к большей самостоятельности и ответственности. Могут разочаровываться, когда дела идут не так, как они хотят. В этом возрасте начинаются истерики, которые могут возникнуть из-за того, что их что-то не устраивает, а иногда просто из-за того что они не могут правильно выразить свое желание. Родители малышей должны научить ребенка основным процедурам (например, мытье рук перед едой или чистить зубы перед сном), а также повышать ответственность ребенка. А это не редко выводит малышей из себя. Родители должны быть осторожны, когда реагируют на такое поведение  угрозами и наказаниями, это зачастую бесполезно и только усугубляет ситуацию. Все это является важным шагом на пути их развития. Они будут учиться на собственном опыте, методом проб и ошибок.

 
наверх
Ребенок (школьный возраст до полового созревания)

Вступая в этот возраст, дети становятся более самостоятельными и начинают строить дружеские отношения. Они могут рассуждать и могут принимать собственные решения для неких гипотетических ситуаций. Они требуют постоянного внимания, но уже умеют бороться со скукой и могут играть самостоятельно. Они также любят помогать и чувствовать себя полезными и способными. Родители могут помочь своим детям, поощряя их социальные взаимодействия и моделировать с ними надлежащее социальное поведения. Большая часть обучения в раннем возрасте происходит как вовлечение их в семейные обязанности. Родители, которые наблюдают детей в игре или присоединяются к ним, имеют возможность заглянуть в их мир, учатся более эффективно общаться со своими детьми и обнаруживают еще много различных индивидуальных способов воспитания. Родители также учат своих детей поддерживать здоровье и соблюдать гигиену, объясняя им это или показывая пример.

В этом возрасте родители принимают решение чему обучать ребенка. Здесь предпочтения у родителей сильно расходятся, некоторые пытаются приобщить ребенка к разным видам занятий (творчеством, спортом), а кто-то сосредотачивается на одном виде.

Дети, с родительской помощью, начинают учиться ответственности и понимают последствия своих действий. Некоторые родители начинают объяснять смысл денег, и какая ответственность возникает в связи с этим.

Родители, которые являются последовательными и справедливыми, открыто общаются и дают объяснения своим детям, не пренебрегают потребностями своих детей, так или иначе, имеют меньше проблем со своими детьми по мере взросления.

 
наверх
Подростки

В подростковом возрасте дети начинают формировать свою индивидуальность и примеряют свои межличностные и профессиональные роли, которые они берут на себя как взрослые. Поэтому важно, чтобы родители относились к ним как к молодым людям. Хотя подростки подсматривают как вести себя у  сверстников и взрослых вне семьи, родители все равно остаются влиятельными для них. Подросток, который имеет плохое мнение о самом себе, не уверен, гуляет с хулиганами, не имеет ценностей, подвержен мнению толпы, плохо учится, потерял интерес к школе, у которого мало друзей, не контролируется дома родителями — подвержен давлению со стороны сверстников. Родители часто чувствуют себя изолированными и одинокими в воспитании подростков, но они все равно должны прилагать усилия, чтобы быть в курсе деятельности своих детей, руководить ими, направлять их и консультировать. Подростковый возраст может быть временем повышенного риска для детей, здесь появляется много новых свобод, это может привести к решениям, которые могут сильно ограничить жизненные возможности. Родители на данном этапе воспитания часто сталкиваются с проблемой «мятежных» подростков, потому что те не имели такой свободы раньше. Для того чтобы предотвратить все это, важно построить доверительные отношения с ними. Это может быть достигнуто путем планирования совместного времяпровождения, поддерживания взаимного обещания, не ворчите на него, и не вспоминайте их прошлые ошибки, разговаривайте с ними, независимо от того, насколько вы заняты. Если доверительные отношения будут построены, они, скорее всего, обратятся к вам за помощью, когда окажутся в трудной ситуации. Постарайтесь построить прочный фундамент, чтобы помочь ребенку противостоять негативному влиянию, наращивайте их чувство собственного достоинства: хвалите его силу, но не говорите чтобы он сосредоточился на своих слабостях, это поможет ему завоевать признания своих сверстников, поощряйте усилия, а не результат, и наконец, порицайте плохое поведение, а не самого ребенка, иначе он отвернется от вас в сторону своих сверстников.

 
наверх
Взрослые

Важно понимать, что воспитание не заканчивается, когда ребенку исполняется 18 лет. Поддержка необходима в жизни ребенка далеко за пределами подросткового возраста и продолжается в среднем возрасте. Родительская поддержка имеет решающее значение в оказании помощи детям и дает им понять, кто они в этом мире. Воспитание является постоянным процессом.

 

Комментарии для “ Воспитание детей”

  1. […] детям только для развлечений, а всю трудную работу по воспитанию детей, приучению их к распорядку и дисциплине оставляет […]

Оставить Комментарий

Blue Captcha Image
Refresh

*